2.21. Конец второго курса

2.21. Конец второго курса

        Июнь девяносто четвёртого года близился к концу. Прошёл очередной выпуск лейтенантов. В этот раз как и прежде были офицеры, пожелавшие служить России и те, кто хотел продолжить службу на Украине. Но были и те, кто навсегда решил порвать с армией. Это был первый и последний выпуск, когда офицеры разных армий ещё стояли бок обок в одном строю. Помню, что долго решали делать с теми, кто по окончанию ввуза сразу же увольнялся в запас. Их было хотели поставить в строй, но потом всё-таки не стали этого делать. И в конечном итоге решили провести церемонию вручения дипломов, лейтенантских погон и удостоверений офицеров без них. В тот год выпускные курсы, стоявшие на футбольном поле стадиона «Звезда» заметно поредели. В первые за долгие годы Крыловка выпускала не нужных государству людей. Но, с другой стороны, Крыловка которая была советским военным училищем и уже успела стать частью истории страны, которой не стало, несмотря ни на что, всё-таки, продолжала жить и выпускать офицеров! А вот ХВУ на против, став наследником училища, отошедшего в историю, был уже детищем нового Украинского государства, которое ещё частично жило по Советским законам, в первый же год своего существования выпустило в свет не нужных своей стране людей. Это был позор и предвестник надвигающегося хаоса.

        Почему так случилось спросите вы? Потому, что были межгосударственные договорённости и были курсы доучивания и старые советские программы и от того в дипломах выпускников писали «окончил Харьковский военный университет по программе ХВВКИУРВ» именно поэтому в строю стояли офицеры Российской Армии. А вот не нужных людей ХВУ выпускало по причине того, что 14 января 1994 года в Москве, вопреки ратифицированному Верховной Радой 18 ноября 1993 г. Договора СТАРТ-1, которым предусматривалось постепенное сокращение стратегических ядерных вооружений, расположенных на территории Украины, президент Украины Л.М Кравчук, самовольно принял решение подписать Трёхстороннее заявление президентов Украины, США и России относительно немедленного вывоза всего украинского ядерного оружия в Россию (которое полностью завершиться 1 июня 1996 года). Таким образом Кравчук запустил быстрый и необратимый процесс уничтожения РВСН.

        Для нас выпуск прошёл как обычно в составе парадной коробки, потому, что новая украинская армия только и могла ходить парадным строем, а на остальное уже катастрофически не хватало денежных средств. Затеянная на Украине в 1992 году денежная реформа ввела в оборот временные банкноты - карбованцы, получившие в народе название купона-карбованцы. Правительство по началу рассчитывало использовать их в течении полугода, а потом ввести в оборот заранее отпечатанные ещё в 1992 году и хранившиеся в Канаде гривны. И в этой части моего рассказа уместно будет напомнить, что СССР прекратил своё существование 26 декабря 1991 года, а как пишут интернет издания, разработка новых украинских денежных знаков началась в апреле 1991 года с участием народного художника Украины Василия Ивановича Лопаты. Не находите странным такой временной порядок? Вот и я о том же. Но не сложилось. Карбованец задержался в обороте до 1996 года. Инфляция росла как на дрожжах и в 1993 году достигла порядка 10 000 %, и с этого момента, и на долгие годы, единственным мерилом ценности в стране стали доллары США. Летом девяносто четвёртого года ситуация только продолжала ухудшаться и курс перевалил за тридцать одну тысячу карбованцев к доллару и продолжал непрерывно расти, а в мести с ним росли долги по заработной плате. Предприятия останавливались, увеличивалась безработица не только в гражданском секторе экономики, но и в оборонном, и через два года после распада СССР она добралась и до армии, которую ждали сокращения. Ситуацию пытались выправить досрочными президентскими и парламентскими выборами, но не смогли. Выборы только позволили на время унять народный гнев, который через десятилетия будет умело направлен политиками в так называемые «майданы». Так что, новые политические, военные и экономические веяния затронули буквально всех. И больше всех досталось выпускникам, кто-то отправился служить в беспросветную безнадёгу с последующим увольнением в запас, а кто-то предпочёл уволиться сразу.

        После выпуска нужно было принимать общежитие и сдавать казарму. Нам досталось помещение занимающее центральную треть пятого этажа «Муравейника» - общаги, стоявшей во дворе корпуса А, на углу улиц Динамовской и Сумской. Комнаты делили сержанты с учётом пожеланий курсантов. Мне предстояло поселиться в одном помещении с Пятрухом, Мелом и Дёмой Щербаковым слева от входа в вестибюль общежития. Нельзя сказать, что я очень желал этого соседства, но и не возражал против него, тоже. Мне было всё равно с кем жить. Тем более, что компания подобралась довольно весёлая.

        А пока, нужно было это самое общежитие привести в порядок, подштукатурить, подбелить, подкрасить и застеклить где надо. В свободное от занятий время, мы таскали для ремонта полученные в Сокольниках на складах КЭО строительные материалы. Как-то раз даже пришлось через весь парк Горького вручную тащить стёкла. Намучились мы изрядно, но ничего не разбили. В общагу направлялись рабочие команды, и кроме, того заступал наряд из двух человек для охраны помещения. Хороший был нарядец, скажу я вам. Днём во время службы можно было спокойно позаниматься, подготовится к экзаменам, а ночью в полной тишине неплохо выспаться. После казармы даже суточный наряд по общежитию казался отдушиной пахнущей свободой.

        По вечерам, с третьего "А" курса нашего факультета, проживающего этажом ниже, доносились звуки гитары и пение. Это закатывал вечерние концерты сержант Василий Иванович Барбоски, он был в то время солистом вокально инструментального ансамбля «Крыловцы». С 1978 года бессменным художественным руководителем коллектива, была заслуженный работник культуры Украины - Людмила Ростиславовна Тоцкая, которая, кстати, по совместительству преподавала математику на одноимённой кафедре училища, а затем и университета.

        В конце июня нам служба войск набросила новый наряд по КПП корпуса "А", в который до этого ходили старшекурсники.   Всё дело в том, что по мере сдачи учебной сессии ряды курсантов старших курсов заметно редели, 1993 -1994 годы стали годами массового оттока курсантов в Россию. В нашей учебной группе Женя Ухватов сразу же после сдачи экзаменов для дальнейшего прохождения обучение убыл в Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск имени Ленинского комсомола. Но не смотря на это, наш курс в этот период оказался довольно многочисленным и взял на себя дополнительную нагрузку. Служба была не пыльной, но своеобразной: весть день на воздухе и весь день на ногах и на глазах у шныряющего туда-сюда начальства. Летом развлечение – девушки ходят, зимою холод лютый. Вот собственно и всё, стой себе рядом с будкой да пропускной режим проверяй.


Рейтинг: 0/5 - 0 голосов

Комментарии (0)


 



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Дата публикации:   2021-06-21 12:33:46

 Количество просмотров: 465

От автора