1.8. Оружие

1.8. Оружие

   Однажды настал момент, нас предупредили, что сегодня занятий не будет и мы идем получать оружие. Склады помещались в Померках на территории бывшей ТРБУ. Оказавшись там, мы действительно не стали ничего делать, а сразу прошли через КПП на территорию учебной базы. Миновав жилую зону, стоявшую по среди яблоневого сада мы оказались возле второго внутреннего контрольно пропускного пункта, за которым находилась техническая часть - святая святых любой ракетной базы. Но это было не все. Немного пропетляв по дорожкам, проложенных среди каких-то зданий и растущих буквально по всюду яблонь, мы вышли в поле обнесенное со всех сторон довольно высоким забором. Все окружающее нас пространство было заставлено военной техникой, которой не были заняты только дороги и территория оружейного склада. Мы расположились на обочине в ожидании выдачи оружия. И воспользовавшись временной заминкой я смог в деталях рассмотреть окружающее меня пространство.

             ТРБ занимало довольно большой земельный участок, примерно, сто двадцать гектар которого было обнесено забором. На внутренней территории было множество зданий и сооружений, некоторые из них были настолько велики, что свободно могли бы вместить внутри себя крупный магистральный авиалайнер или ракетный крейсер, при этом там еще осталось бы довольно много свободного пространства. Когда-то это место, прежде чем стать ТРБ, было учебным военным аэродромом, на окраине Харькова, и принадлежало Харьковскому инженерно-техническому училищу ВВС. А еще раньше до 1941 года, тут располагалась учебная погранзастава, часть зданий которой дошла до наших дней в виде мастерских расположенных в северо- западном углу технической зоны – там когда-то были конюшни и здания столовой в которой собственно и размещалась сама застава. Но времена менялись, и теперь тут была ракетная часть. Хотя многое еще напоминало о прошлом. Мы сидели на краю придорожной канавы, напротив оружейного склада, а позади нас ароматно и аппетитно благоухали яблони. Яблоки были рядом, и к ним можно было дотянуться рукой, но Мерцалов, курсовые офицеры и старшина не позволяли этого делать. Вот и сидели мы глазели по сторонам пуская слюнки от запаха витаминов. Прямо перед нами была дорога, крытая бетонными плитами, на которых местами сохранились остатки разноцветной краски, напоминающей камуфляж. Наш лейтенант Ильин, который уже успел послужить в ракетных частях и даже побывать на космодроме Плесецк и полигоне Капустин Яр, объяснил нам, что это не какой-нибудь там армейский прикол типа асфальта, натертого гуталином, к приезду комиссии, а обычная практика поддержания режима секретности. Дело в том, что раньше база была настолько закрытым объектом, что с целью ее маскировки от разведывательной авиации и спутников потенциального противника, было принято решение выкрасить в камуфляж все дороги и часть учебных корпусов. Кстати, на космодромах и в частях РВСН часто практиковали тоже самое.

           Техники во круг было много, часть ее была учебной, а часть была пригнана из ракетных частей, попавших летом этого года под сокращение. В тот год президентом на Украине был Кравчук и в угоду США и Европе, подчиняясь независящим от него обстоятельствам, он отказался от ядерного оружия, тем самым провозгласив безъядерный государственный статус. Эта декларация сломала тогда тысячи людских судеб, и в дальнейшем не лучшим образом повлияла на жизнь страны в целом. При Кравчуке сепаратистские тенденции, получившие развитие в правящих верхах УССР, достигли своего апогея, при нем официально была провозглашена независимость Украины. Но фактически, случилось так, после развала Союза, к которому Леонид Макарович приложил свою руку, независимость была окончательно утеряна вместе с Советской Украиной. В итоге попойка в Беловежкой пуще обошлась всем очень дорого. Подписанные Кравчуком Беловежские соглашения о создании СНГ таки и не были до конца ратифицированы в Украине. И по иронии судьбы, вышло так, что под каток "незалежности" первыми угодили РВСН, которые были в Союзе, гарантом независимости, стабильности и государственной безопасности от внешних угроз.

           Через ворота КПП стоящего возле склада просматривались две зеленых крышки шахтных пусковых установок. Чуть ближе к нам была старая шахта, ее многотонная крышка не подымалась, а отъезжала в сторону при пуске ракеты. Рядом с нею торчали из земли трубы отвода продуктов сгорания жидкого ракетного топлива – дело в том, что стоящая в шахте Р-16 (индекс УРВ РВСН — 8К64) совершала старт прямо в шахте – отсюда и трубы. А чуть по одаль стоял броне оголовок входа в ШПУ. Новая шахта Р-36М (Индекс ГРАУ — 15П0140 была дальше. Ее крышка подымалась при минометном старте ракеты и после ее ухода, крышка закрывалась обратно, рядом были видны два радиопрозрачных и несгораемых противоударных купола приема передающих антенн. Вся эта территория охранялась несколькими внутренними нарядами и караулом. В этом месте еще чувствовалась былая мощь Советской Армии. И тем удивительнее было то, как она оказалась сломлена изнутри, за каких-нибудь пару лет.

             Между тем, у склада вооружений подошла наша очередь получать оружие. Кто-то из курсовых офицеров подал команду: "Становись!". И мы выстроились всем курсом на свободном пространстве лужайки у входа в склад. Не знаю зачем все это было устроено именно так, я имею ввиду пеший поход в Померки за оружием. Куда проще было бы погрузить оружие на машины и привезти его в нужное место. Но начальству было видней. Хотя причина, как мне кажется, была в обычном дефиците топлива, который в девяносто втором году уже давал о себе знать в украинской армии. Вот именно из-за дефицита и погнали нас на склад за оружием в пешем порядке. Процедура получения автоматов Калашникова АК-74 (Калашей), Мерцаловым была обставлена с пафосом, хотя по сути своей шла согласно инструкции приема передачи оружия, то есть по штучно по номерам и по комплектно. Начальник склада, на основании накладной составленной службой РАО, выдавал ящики с автоматами, на них сверялись пломбы, потом эти ящики вскрывал старшина и вместе с Ильиным, проверял оружие как было записано в уставе, "по штучно, по номерам и по комплектно". Ничего лишнего. Но вот потом, достаточно было подойти расписаться в раздаточной ведомости и все. Но нет. Мерцалову этого было мало. Мы выходили из строя строевым шагом, первым в этом деле был долговязый парень из первой группы. Он вышел из строя и строевым шагом неуклюже проваливаясь в сухую августовскую траву, направился к начальнику за автоматом. Оказавшись на бетоне, Влад, чеканя шаг подошел к Мерцалову, с последним шагом и постановкой ноги, он приложил руку к головному убору и доложил:

     - Товарищ капитан, курсант Паршук, для получения оружия прибыл! - и тут же замер в стойке "смирно".

       По лицу Мерцалова было видно, что тот остался доволен грациозностью и артистичностью своего подчиненного. Офицер довольно улыбнувшись, указал ему место в ведомости где нужно было расписаться. Потом, еще раз на всякий случай сверил номер лежащего на столе оружия с цифрами на бумаге и наконец, слегка картавя, со словами:

     - Товарищ курсант, поздравляю вас с получением личного оружия! - протянул Паршуку его АК-74М.

       Тот немного размашисто повесил автомат на правое плече и громко произнес:

- Служу народу Украины! - развернулся и строевым шагом направился на свое место в строю.

Мерцалов проводил курсанта критичным взглядом, и под итожил:

       - Ремень..., - а потом обратившись к курсовому, дал совет: - Лейтенант Петько, объясните людям, правила подгонки плечевого ремня у автомата.

       Дальше все пошло в том же духе. Пока очередь не дошла до Пятруха. Тот выйдя из строя сделал, все как положено, но он был единственный из нас курсантов, кто, приняв автомат из рук начальника, принюхавшись к нему, дотронулся верхней губой до кончика своего носа и поцеловал холодную, лакированную и густо промасленную сталь ствольной коробки автомата.

     - Мда..., - протянул Мерцалов с улыбкой.. - Чувствуется будущий старший офицер...

       Удивительно, но он угадал - по прошествии лет, Пятрух, действительно станет штабным полковником Украинских ВВС.

Вся процедура выдачи оружия прошла быстро и заняла не более получаса. Потом мы забрали с собой пустые ящики из-под автоматов, взвалили на себя боекомплект и двинулись в обратный путь.

       Вот так вот с пафосом я стал счастливым обладателем казенного АК- 74, гениально простого и надежного трехкилограммового устройства для истребления себе подобных. Автомат был выполнен в модернизированном облегченном варианте и от своих предшественников отличался тем, что имел пластиковый приклад, магазин, цевье и ствольную накладку, а также калибр 5,45 ? 39 мм, это позволило существенно уменьшить вес изделия, а также значительно увеличить прицельную дальность и кучность стрельбы. Одним словом, хорошее, совершенное и простое в эксплуатации оружие. К его недостаткам, и то с натяжкой, можно было отнести новую модель штык ножа, которую хитроумный конструктор превратил в штык-ножницы и сделал совершенно не пригодной в простом обиходе. Резать колбасу этим ножом было не удобно.


Рейтинг: 4/5 - 1 голосов

Комментарии (0)


 



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Дата публикации:   2021-06-21 00:24:00

 Количество просмотров: 432

От автора