В Советские времена профессия метростроевца относилась к числу героических профессий, да и платили метростроевцам тогда весьма прилично, не то что сейчас. Уж сколько про эту профессию было снято фильмов, да книг написано, не счесть. Вот и нам после известных событий, связанных с кутежом товарищей курсантов в гостинице Харьков, пришлось приобщится к почётному делу метростроя. Строить метрополитен нам конечно же никто не доверил, а вот выносить оттуда на поверхность горы строительного мусора вполне доверили. В общем как писала Светлана Боголюбова – все профессии нужны, все профессии важны.
Моему курсу достался участок метро от строящейся станции «Университет», до станции «Научная», кстати эти станции до сих пор так и называются, и относятся к третьей Алексеевской очереди Харьковского метрополитена. «Университет» относится к станциям глубокого залегания, а «Научная» расположена сразу под проспектом Науки – в те годы это был проспект Ленина, на фигуре этого человека и том, как много он сделал для Украины мы останавливаться, не будем. Речь пойдёт о строительстве метро.
Вспоминаете свои детские ощущения от первой сознательной поездки в поезде под землёй? Когда несёшься в вагоне подземки по тёмным туннелям всегда с интересом наблюдаешь за тем, что выхватывают по сторонам лучи света. В основном это бесконечные тюбинги, кабельные трассы, но иногда попадаются какие-то загадочные двери, переходы, ведущие куда –то в неизвестность и охваченные светом помещения, которым, казалось бы, не место под землёй. Это всегда интересно – это захватывает детское воображение. Потом, с годами, чувство любопытства притупляется, отходит на второй план, и остаётся лишь повседневная обыденность поездки под землёй и больше ничего. В метро ездили многие, но не всем из них доводилось пройти пешком по прогонным туннелям, почувствовать себя диггером или проходчиком метро… Нам это удалось благодаря транспортному происшествию, устроенному нашими сослуживцами. Скорее всего поработать в метро пришлось бы и так, а происшествие просто послужило тому причиной, ускорившей этот процесс. Однако стоить заметить, что во время работ я не видел в метро курсантов других военных училищ. Там не было ни лётчиков, ни танкистов, ни тыловиков, не было даже военных строителей с пожарными, которым по долгу службы было бы полезно узнать, как внутри устроен стратегический объект городской транспортной инфраструктуры. Возможно, что работы были спланированы таким образом, чтобы курсанты разных ВВУЗОВ не пересекались между собой, ведь особой дружбы мы не водили, но и не враждовали. В патруле считалось за честь кого ни будь из них изловить. Танкистов дразнили «мазутой», лётчиков «фанерой», военных строителей «кирпичами» - всякое могло случится под землёй... Бережёного бог бережёт, так скорее всего рассуждал начальник Харьковского военного гарнизона генерал лейтенант Толубко В.Б., отправляя по отдельности курсантов различных ВВУЗОВ работать под землю. Работали мы там как правило после занятий иногда после самоподготовки, бывало, что захватывали и субботу с воскресеньями, что было особенно обидно. Но ничего не поделать – групповое воспитание коллективом, чтоб ему пусто было.
Работа в подземке была не сложная - грузи себе на носилки хлам который прораб скажет, да тащи его на верх. Вот и вся романтика метростроя. Это не гранитные плиты подгонять вручную для облицовки стен станций. Всё было просто – сдельщина, выполнил свой объём работ и свободен – дуй на верх в увольнение. Работали мы не каждый день, какой-то график между училищами всё-таки был. Вот как-то пришли мы, вынесли всё что нужно со станции, а прораб нас предупредил, что бы не расходились, так как с «Научной» нужно будет взять вагонетки и что-то собрать в них в прогонном туннеле у станции метро «Университет». Мы так из делали. Грузили какие-то доски, потом лишний песок, ещё что-то пока полностью не расчистили рельсы от всякого строительного хлама, а освободившись пошли смотреть туннель за «Университетом». Там был спуск. Харьковский университет и здание Госпрома стоят на не большом холме с которого идёт спуск в низ к площади Конституции она же Советская к историческому центру города. Там реки Карьков и Лопань сливаются, образуя полуостров, на котором во времена правления русского царя Михаила Фёдоровича вместе слияния трёх рек и возник Харьковский острог, построенный толи русскими стрельцами, толи украинскими казаками. К сожалению, история не сохранила имени основателя города, породив в последствии массу политических спекуляций на эту тему. Однако, острог и город с момента своего основания и до провозглашения Советской Украины относились к России. Но дело было не в этом, а в уклоне туннеля метрополитена, который был проложен от «Университета» к станции метро имени академика Бекетова, следом за которой туннель уходил ещё ниже пока не достигал Конного рынка. Этот уклон нас и заинтересовал. В туннеле мы нашли какую-то свободную вагонетку имевшую тормоз или стопорное приспособление. Все мы были почти инженерами, правда в области вычислительной техники и электроники, но нас это свершено не смущало. Осмотрев агрегат мы разблокировали колёса – вагонетка покатилась, мы её снова затормозили, придя к выводу, что погрузившись в нее как в вагон можно прокатится в низ притормаживая по ходу движения. Так и сделали. Мне места в транспортном средстве не хватило, потому я пристроился сзади на «козлах». Оттолкнулся и мы поехали, потихоньку набирая скорость и катясь под уклон. В процессе движения выяснилось, что механизм, который мы приняли за тормоз таковым вовсе не был, а скорее являлся противооткатным устройством. Скорость росла, я пытался затормозить вагонетку скользя по рельсам каблуками армейских берц, но это совершенно не помогало и в какой –то момент налетев на рельсовый стык я сорвался, плюхнувшись в рассыпанный кем-то на шпалы песок. Это меня и спасло, иначе мог покалечится или убиться. Я встал отряхнулся и побежал следом. А там в лучах прожекторов мои товарищи с разгона влетели в огромную кучу песка, рассыпанную на рельсах посреди станции метро. Обошлось без жертв. Все были молоды и с хорошей реакцией. Я, схватив какую-то лопату быстро слинял с места происшествия на «Университет», там нашёл своих и как не в чём не бывало продолжил грузить на носилки какой-то хлам.
После этого происшествия наш курс сняли с работ в метро и запустили в круговую по нарядам и караулам…