1.13. Языковый вопрос

1.13. Языковый вопрос

Хотя, что греха таить, тогда уже то тут то там, особо озабоченные национал-патриоты вопили: "Слава Украине!- Героям, слава!". У нас на курсе тоже был такой. Как-то кем-то из замполитов, пардон из воспитателей была поставлена задача, разучить строевую украинскую песню, то он первый вспомнил, что-то типа: "А по пид горою, яром, долиною, козаки йдуть..." И хорошо, что это был народный вариант, а никакой ни будь марш УПА, как он хотел в начале. Эта бравая песня не понравилась Мерцалову и он ее отверг со скрипом согласившись на казацкий фольклор.

         Так вот постепенно, не навязчиво, сначала отменили "Ура!", заменив его на "Сало окраине!", а потом принялись за песни. А однажды, незадолго перед присягой, к нам явился преподаватель и сразу задал вопрос на каком языке нам удобней было бы слушать лекции, как и прежде на русском или уже на украинском. Свой вопрос он мотивировал приказом командования о плановом переходе армии на государственный язык. Ему как преподавателю со стажем было не совсем ясно, как это можно было сделать. Не прошло еще и года с того момента как рухнул Союз, большая часть страны говорила на русском языке, а остаток пользовался суржиком. А тут вот так сразу по команде, все вдруг должны были дружно заговорить на мове, которой пользовались единицы. Как это должно было случиться было не совсем ясно. Русскоязычными в тот момент были все. Украинского говора в училище я тогда не слышал даже от западенцев. Кто-то конечно же сказал, что им все равно как будут читать лекцию, но русский язык в тот раз всё-таки победил свой малороссийский диалект. И все занятия до самого конца моего обучения на пятом курсе проходили исключительно на русском. Но украинизация, все-таки, медленно наступала. После провалившейся языковой реформы, в военных училищах за счет урезания профильных специальных программ ввели новый предмет - "дилова украинська мова", который у нас читали исключительно на русском языке. При этом цель мероприятия была всем ясна насадить диалект в повседневном общении. Но было не ясно зачем в ВВУЗе нужно было вспоминать школьную программу по мове которой никто не пользовался. Все были грамотные люди, все окончили школу и как мне кажется, базового школьного языкового курса было вполне достаточно. И резать часы по техническим дисциплинам ради мовы было лишним. Ею люди не пользовались вполне сознательно, отдавая предпочтение в общении русскому языку. Так медленно, но "верно" в первый же год "незалежности" началась постепенная почти носильная трансформация общественного сознания. Ради создания языковой точки психологического невозврата обратно в СССР ну или в Россию, если хотите, тут уж кому как удобней. Тем более что Россия стала правопреемницей бывшего СССР.

         Но нам пока до этого не было особого дела, скорее всего в силу нашего возраста мы просто не понимали всего, что происходило во круг нас. Оказавшись в информационной армейской изоляции нас больше занимал предстоящий полевой выход элементом которого был тридцати километровый марш бросок за город на стрелковый полигон училища в лесной район поселков Большие и Малые проходы. Место это находится в направлении Белгорода чуть в стороне от одноименного Белгородского шоссе.

         Но в связи с начавшимися сложностями в финансировании учебного процесса это мероприятие не состоялось. Палатки кровати, кухню все это ведь на себе далеко не унесёшь. А в августе уже начались первые проблемы с топливом. Машины под это дело не выделили. Да и к тому же резко обострилась ситуация в соседних республиках, поэтому командование решило не рисковать и оставить нас вместе с оружием в городе. Хотя малые полевые выходы на косогоры Померок у нас все же были, мы перед ними получали автоматы. А вместе с нами, Калашниковых с пятью рожками боекомплекта выдавали и офицерам. Делали это на всякий случай из соображений безопасности. Может быть из-за этой самой безопасности мы так не совершили свой марш бросок в Проходы. Но в конце месяца нам всё-таки устроили долгожданные стрельбы. Полевой выход состоялся.   Но был он проведен по упрощенной схеме. В Проходы мы не ходили, а ездили на трех КАМАЗах, которые по очередности возили курсы на стрельбище. Значит всё-таки дело было не в деньгах...

В общем ничего примечательно. Дали по три патрона, которые мы быстро расстреляли по ростовым мишеням под зорким взглядом полковника Кривошеева. Вот и всё. Рутина. Хотя марш бросок все же был нам обещан в сентябре после присяги.

Вот так не примечательно и я бы сказал, что по сути и не начавшись, закончилось наше КМБ.


Рейтинг: 5/5 - 2 голосов

Комментарии (0)


 



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Дата публикации:   2021-06-21 08:31:00

 Количество просмотров: 3566

От автора