Хотя в нарядах не всегда всё проходило так гладко. В первые месяцы службы я тяжело к ней притирался. Всякое бывало. И снимали меня с наряда, и на грубости от командиров часто приходилось нарываться.
В "незалежной" в девяностых годах в армии ввели институт дежурных заместителей командира подразделения. Сделали это в рамках борьбы с дедовщиной, когда развернули активную компанию противодействия этому криминальному явлению в армейском обществе. Дежурными замами или ответственными обычно были простые линейные офицеры или прапорщики, служившие в подразделении. Своими функциями они во многом дублировали внутренние наряды. Явление "дедовщины" досталось нам как Союзное наследство и было усилено обострением в обществе общей криминогенной обстановки и растущего социального неравенства. В первый месяц службы молодые лейтенанты и вновь прибывшие офицеры со стажем ответственными обычно не ходили и в наряды их как правило не ставили. Людям давали возможность присмотреться и обвыкнуться в коллективе. А потом начинались служебные будни. Нагрузка была такова, что в наряды приходилось ходить как минимум один раз в четверо суток. И еще примерно столько же оставаться ответственным на ночь в казарме. Причем делали это не все. Многие, косили от этого мероприятия под разными благовидными предлогами. И от этого нагрузка была еще больше. Лейтенанты и младшие офицеры буквально летали из наряда в наряд. Ими буквально затыкали все возможные дыры. Кто-то не явился на службу или запил и молодой лейтенант тут же занимал его место в дежурной смене части. Он тянул лямку до вечера следующего дня. И сменившись, мог относительно спокойно попасть домой. Заночевав же в части в качестве ответветственного, на следующее утро попасть домой получалось далеко не всегда. Как правило, на утреннем построении командир любил чем-нибудь озадачить подчиненного. Часто, делалось это не из соображений служебной необходимости, а просто так, что бы офицер не расслаблялся, и лишний раз почувствовал над собой властную командирскую руку. Так сказать для лучшего понимания момента. И человек, толком не выспавшись, был вынужден снова тыняться по части. При этом ему крупно везло, если к вечеру он снова не оказывался в наряде. Каждый день у нас разыгрывалась эта лотерея. Как-то раз у нас случился очередной конфуз, кто-то не пришел. И комдив по привычке собрав нас на вечернем построении начал искать замену. В случившемся, от части был виноват он сам, а потому не желая усиливать своими действиями всеобщее недовольство, он отдал команду:
- Капитан Мулика, выйти из строя!
- Товарищ полковник, за что? - раздался крик души и из строя вывалился Саша Мультик. Мультик- это прозвище которое к нему прилипло у нас в Базе не из-за фамилии которую он носил, а из-за характерной слегка мультяшной манеры поведения. Хотя стоит сознаться, что фамилия в этом деле, все-таки сыграла не последнюю роль.
- В общем, так, Саша, сейчас ты пойдёшь домой, нормально там поешь, оденешься, потеплей. И через два часа я жду тебя в части, - спокойно продолжил комдив.
Мультик жил рядом, и кроме того он являлся родным племянником жены нашего комдива. Вот командир и выдернул его по-свойски.
- Саша, ты меня понял?
- Так точно, товарищ подполковник, - ответил тот обиженно. И посмотрев в нашу сторону, добавил: - Да я..
- Что еще?
- Да я из-за вас всех, жениться не могу! - сказал он в отчаянье. И безнадежно махнув рукой. Пошел домой, под всеобщий хохот.
Что поделать, на службе не всё складывается так, как тебе хочется. Я вот тоже как-то не совсем удачно остался ответственным.