9 декабря 1993 в Донбассе началась бессрочная забастовка шахтёров, проходившая на фоне тяжёлого экономического кризиса. Людям на протяжении нескольких месяцев не выплачивали заработную плату и население на этой почве уже не доверяло ни президенту, ни правительству. В связи с этими событиями Верховная рада Украины 22 декабря пошла забастовщикам навстречу и выполнила их требование — назначила на 20 марта 1994 консультативный референдум о недоверии или доверии президенту и парламенту. После переговоров с президентом Украины Леонидом Кравчуком Верховная рада, за два дня до референдума отменила его и постановила провести 26 июня 1994 досрочные президентские и 27 марта того же года досрочные парламентские выборы. Плановые выборы должны были бы состояться в конце 1996 и в марте 1995 соответственно. Новая власть на референдум не пошла, потому, что была велика вероятность того, что народ выразит недоверие президенту и правительству. По этой причине и были объявлены досрочные президентские выборы 1994 года, на проведение которых президент и рада под давлением массовых стычек лета 1993 года. Повторение подобного сценария в 1994 году никого не устраивала.
Первый тур выборов, состоявшийся 26 июня, застал меня в наряде дневальным по столовой. Я собирался спокойно сдать дежурство по залу, и к 20:00 подойти на избирательный участок развёрнутый в вестибюле корпуса Д и там спокойно проголосовать. Но воспитатели подсуетились и прогнали всё училище в организованном порядке через избирательный участок ещё до обеда. Поэтому после обеда в столовую примчался полковник Бабий и срочно погнал голосовать меня и моего напарника, кажется им был Гришпак. Тайная процедура голосования совершенно не изменилась с тех пор. Всё как обычно. Подходишь к члену избирательной комиссии представляешься, расписываешься за бюллетень. Получаешь отрывной талон. Идёшь в закрытую кабинку ставишь отметку и кидаешь бумагу в избирательную урну. Всё.
Выборы девяносто четвёртого года были уже вторыми выборами в истории «незалежной» Украины. К тому моменту Кравчук и правительство, мягко говоря, успели надоесть большинству граждан. А из списков кандидатов выбирать было некого. Я, как недалёкий представитель электората знал только «националиста» Кравчука, да краем уха слышал о Кучме как о красном директоре Южного машиностроительного завода - профильного предприятия советских РВСН. Хотя на тот момент Кучма уже был премьер -министром с ярко выраженной прозападной направленностью. Со временем станет ясно, что в девяносто четвёртом баллотировалась исключительно прозападная партия, которая, в перспективе, должна была ещё больше отдалить Украину от России.
По итогам первого тура голосования вышло так, что победил действующий президент Леонид Кравчук, но в связи с тем, что он не набрал абсолютного большинства голосов в 50,1 %, был назначен второй тур голосования. Во втором туре голосования 10 июля того же года Кучма вышел победителем, и что характерно: у Леонида Даниловича перевес был в центральных, восточных и южных областях Украины, выключая Крым, а за Леонида Макаровича отдали свои голоса в основном западные и области. Украина раскололась на две части, а власть получила нужный для себя прозападный результат. Стоит заметить, что на тот момент в Крыму уже полгода был собственный президент Мешков. И если сравнить выборы 1994 года с последующими выборами президентов Украины, то за Ющенко и Порошенко будут голосовать в основном западные области, а за Януковича центр, восток и юг страны. Таким образом за следующие двадцать лет «незалежности» ситуация с выборами никоим образом не изменится в лучшую сторону. Каждый пришедший к власти будет переписывать под себя конституцию и избирательное законодательство, а результат неизменно будет одним и тем же…