Караул пожалуй один самых сложных нарядов которые можно было бы придумать в армии. В Харьковском военном университете их было несколько. В основном курсанты в караулы ходили в Померки там на базе учебного центра был склад вооружения и стоянка техники, вот их-то и охраняли. Заступали ещё по графику в караул на гарнизонную гауптвахту к майору Пашкевичу, был там такой нач губ в первой половине девяностых годов, как раз когда я учился в училище. Были ещё наряды в приданых к университету учебных подразделениях, но из-за их удалённости от Харькова курсанты в них не ходили.
Радует, что по какой-то причине в ВВУЗЕ не было поста №1 и мы не караулили знамя части. Всё время моей учёбы оно мирно покоилось в одном из ящиков архива секретной части. Может это оно и к лучшему. Почему так делали я не могу точно сказать. Возможно просто не хватало ресурсов, на этот в общем-то бессмысленный наряд, в котором по тем временам не было никакого патриотического смысла, ведь это всего лишь знамя, с точки зрения бюрократии - обычная инвентарная единица хранения и ничего больше. К тому же у большинства офицеров и уж тем более у курсантов с этим предметом не было связано ровным счётом ничего. К тому моменту большинство офицеров уже смогли понять что-же на самом деле случилось в стране в 1991 году, а большинство курсантов ещё не осознавали куда попали и что происходит. В общем судя по всему не до знамени было в те годы. Что бы знамя стало знаменем, а не инвентарной единицей хранения одного приказа министра обороны мало, нужно нечто большее, так вот это-го большего на тот момент ещё не было, а то что оставалось от прошлого стремительно исчезало на наших глазах, так что ни о каком патриотизме и уважении к знамени части со стороны военнослужащих в те годы не могло идти речи? Перед большинством людей, и моих сослуживцев в том числе, стояла более простая и насущная задача, чем охрана знамени части. Это была задача выжить в череде непрерывных воинских реформ и сокращений набиравших стремительную скорость в 1995 году на Украине. Тут уж, согласитесь, не до знамени.
В каждом из караулов была своя особенная специфика. Раньше у училища была своя собственная гауптвахта в Сокольниках, но с введением в украинской армии службы правопорядка её сократили и с 1992 года курсанты ходили в наряды на гарнизонную губу. На губе, понятное дело это были губари - лица отбывающие дисциплинарное взыскание и находящие под арестом на гарнизонной гауптвахте. Эта публика была сравнительно без проблемной, отсидели указанные в записки об аресте сутки и как говорится с чистой совестью на волю, если конечно нагуб не накинет дополнительный срок отбывания наказания за безобразное поведение. Но это надо было заслужить, обычно Пашкевич такого не делал. А причина тому была до боли простая и заключалась она далеко не в милосердии майора Пашкевича, а отсутствии на гауптвахте собственной бани. Майору не были нужны лишние проблемы и головная боль с помывкой арестантов. Потому больше чем на семь суток ареста у нас не сажали. Встречались на губе ещё задержанные патрулём военнослужащие, но этот контингент, как правило, там долго не задерживался, обычно к исходу дня их с губы забирали их же командиры. Сложность представляли подследственные — к этим товарищам было повышенное внимание. Они уже не отбывали дисциплинарное наказание, а по сути своей сидели в следственном изоляторе и в случае оглашения судом обвинительного приговора, время нахождения в изоляторе (на гауптвахте) засчитывалось им в срок отбытия уголовного наказания.
У лётчиков был случай. На гауптвахте, что-то напутало начальство и подследственного вывели в город для работ. Нужно было побелить известью деревья в переулке Карбышева, там как раз гарнизонная губа и находилась. Уж не знаю, что натворил заключенный под стражу, но он решил воспользоваться моментом что бы сбежать. Вывернул на голову выводному курсанту ведро с извёсткой и дал дёру. Курсант не растерялся, быстро крикнул: «Стой! Стрелять буду!» протёр глаза, дал предупредительный залп в воздух, принял положение для стрельбы с колена и вторым выстрелом уложил на землю беглеца. Всё произошло так быстро, что подследственный даже не успел выскочить на площадь Руднева - ныне там сквер Небесной сотни. Времена меняются... Но иногда часовые, изрядно накосячив в карауле сами отправлялись отбывать дисциплинарный арест на гауптвахту, но не надолго, опять же их спасало отсутствие бани и справки о помывке.
То ли дело караул в Померках, окраина города, тишина, летом я блоки, зимой свежий воздух, на вышках тепло и уютно, красота. Караульное помещение приличное, да и взять с собой в наряд нужные продукты питания совершенно не возбранялось. Тихое место. Хотя бывали моменты, что тоже случались из ряда вон выходящие происшествия. И случайны отстрел патрона из автомата Калашникова в пуле улавливатель устройства разряжения оружия было самым малым из происшествий.
Случилось как то на каком то из бывших академических факультетов ЧП - курсант младших курсов, заступивший на охрану складов с вооружением не с того не с сего прямо на караульной вышке взял и отстрелил себе голову. Естественно по факту случившегося было заведено уголовное дело, в конечном итоге его закрыли, так как в ходе разбирательства выяснилось, что человек был немного не в себе и военкомат при проведении профработа утаил кое какую информацию из его прошлого...
Как-то мой однокурсник был снят с поста по причине желания остановить за пределами поста и уложить на землю проверяющего. Причина была проста, парень его плохо видел, что-то пошло не так и у курсанта резко упала острота зрения и он не смог чётко идентифицировать движущегося на него офицера. Сашу сняли с наряда и даже не ругали, просто выписали очки и он как нив чём не бывало проложил учёбу и к стати окончил учёбу с золотой медалью. А офицер, желавший проверить несение службы Сашей в карауле, пережил неприятный момент в своей жизни, всё-таки не каждый день тебя берут на мушку и при этом досылают патрон в патронник. Я кстати потом служил под началом это офицера…
У нас на курсе караульным асом считался Винница — служака был ещё тот и благодаря особенностям своего характера ему удалось установить личный рекорд - он умудрился за время учёбы отстоять наибольшее число караулов. В среднем курсант за время пятилетнего обучения проводил на ремне от десяти до двенадцати месяцев. Так вот Винница по моим подсчётам простоял в карауле больше квартала, так как старался не пропустить ни одного из караулов.
В период учёбы я заметил интересную тенденцию, пока я был на первом курсе начкарами ходили курсанты четвёртых иногда пятых курсов, а на втором курсе обучения обязанности начальников караулов выполняли уже курсовые офицеры. Доверие к людям внутри постепенно падало. Мне было не понятно зачем отправлять в караул офицера если там и сержант справиться может. Наличие офицера в качестве начкара было оправдано лишь в том случае, если в караул уходило всё вверенное ему подразделение. Но случилось, то что случилось... Да и к тому же в уставе гарнизонной и караульной службы не было чёткого отсыла к воинскому званию. Там были только обязанности.
Была в у училище традиция. На четвёртом курсе в конце последний караульной смены, когда уже больше не нужно заступать в этот наряд, к дежурной машине возвращавшей сменившейся караул обратно в училище привязывали веник, подметавший обратную дорогу в Померки, что бы больше не возвращаться. Скажу откровенно, традиция забавная, но работала не всегда, кое-кто всё-таки возвращался...