Дело было в августе тысяча девятьсот девяносто восьмого года. На одном из совещаний, которые случались в Померках каждую пятницу, и в летний период проходили, как правило, под сенью дубового леса. Наш замполит, товарищ подполковник Леонид Петрович Гребенчук, сделал заявление, граничащее с приказом:
- Товарищи офицеры и прапорщики, в понедельник получка, поэтому всем необходимо сегодня сдать деньги подполковнику Фокину и оформить подписку на газету «Вартові неба»!
Фокин, был тот самый Фокс. Наконец-то настал час назвать его настоящее имя.
Служивый народ, конечно, возмущался, но деньги многие сдали и газету им всё-таки выписали. Но вот только получки никто в понедельник так и не увидел. Обещанные замполитом деньги людям выдали только через полгода. Хотя ели разобраться по совести, то ведь Петрович получку-то никому не обещал, он ведь не начфин, чтобы людям деньги выдавать, а лишь воспитатель призванный заботится о морально деловых качествах подчинённого ему личного состава. И в конечном итоге, замполит ведь сам целые полгода, как и все сидел без денег. И сам был не рад случившемуся. Эту историю и эту газету ему вспоминали долго.
Представьте себе ситуацию. Вы полгода сидите без денег. И уже подчистую выгребли все финансовые заначки и продовольственные запасы погребов и холодильников, не только у себя дома, но и у своих родственников. А ваш замполит укрепляет ваши морально деловые качества и вашу любовь к родине, которая вам задолжала эти самые деньги, с помощью какой-то газетёнки, на которую сам читает только по надобности или от суки. «Вартові неба» была газетой центрального аппарата управления войск ПВО. Ничего конкретного и полезного для себя из этой газеты почерпнуть было нельзя, да и вряд ли возможно. С её страниц постоянно смотрели на вынужденных читателей довольные жизнью лица солдат и офицеров, которым всегда вовремя платили деньги и выдавали все нормы войскового довольствия, которых никогда не сокращали и не пытались уволить. Порою складывалось впечатление, что время замерло на страницах этой газеты, если бы не хвалебные статьи развивающейся молодой Украинской армии. Вот какой-то солдат первогодка успешно освоил военную технику и самостоятельно вывел свою боевую машину в поле для тренировочных занятий. Да вот только под машиной этой что-то совсем не видно травы, видать стоит долго и уже успела врасти в землю. А вот и мой сослуживец зампотех химбата майор Димон с гордостью демонстрирует командиру части технику после сезонного обслуживания, а вся часть и командир, в том числе, прекрасно знают, что техника то у него не рабочая по причине отсутствия запасных частей. А это вообще уже клинический случай - мой однокурсник старший лейтенант Андрюха Мацько с габаритно весовым макетом ПЗРК «Стрела» осуществляет боевое охранение дивизиона ПВО на марше. А техника, между прочим, почему-то стоит в парке, и Андрей, будучи офицером, почему-то выполняет обязанности сержанта. И рядом с ним фотография старого видавшего виды Урала. А у машины от времени покосило радиатор, и большое масляное пятно под ним. А капот, тот вообще заперт на здоровенный амбарный замок. Боковые шухлядки и ящики зияют дырами, потому, что их алюминиевые крышки и дверцы давно украдены. Сделаны то они были из алюминия вот и зияют теперь пустотой зиповые и такелажные ящики машины. А весь этот фотографический шедевр венчает пафосная высокопарная надпись «Ключи від неба в надійних руках». Я так понимаю, что в руках человека повесившего на капот замок, чтобы враги сослуживцы не сперли последнее. Я фотографию эту вместе со статейкой то сохранил. И когда меня в том же году озадачили ремонтом Светлицы, так в «незалежной» называлась армейская комната отдыха солдат и сержантов срочной службы. То этот шедевр я там, на стенде под стекло поместил. Всем проверяющим эта статья очень нравилась. А вот на фото машины никто из них так внимания и не обратил.
Киевские замполиты вообще, страсть как любили печатать в «Вартових неба» свои планы гуманитарной подготовки, от которых у нормального человека иной раз волосы вставали дыбом. Поскольку они представляли редкий суррогат общественно политической, исторической, правовой, моральной и представьте себе, даже половой, воспитательной галиматьи. Которая, по их мнению, должна была исправно вбиваться в головы военнослужащих. Всё это, по мнению «вихованцив», укрепляло и поднимало боевой дух непобедимой Украинской армии. А Петрович, как исполнительный офицер, с честью выполнил задачу, поставленную ему старшими начальниками. Он обеспечил нас на полгода вперёд воспитательным материалом для самосовершенствования, редакцию газеты нашими деньгами, а бойцов части резервной туалетной бумагой с повышенным содержанием свинца.
В общем, укрепил Петрович дисциплину в части как мог, так и укрепил.