Июнь 2015 года. Крым. Русский погранично-таможенный пункт Чонгар. Жара. Северо-западный ветер несёт с Сиваша воздух от которого солоно на губах. У дороги с десяток вагончиков, зеленый решётчатый забор, строительная площадка. Вот и вся приграничная инфраструктура. Но несмотря на наличие погранично-таможенного поста, меня не покидает ощущение того, что Россия строит на Чонгаре не пограничное КПП, а пропускной пункт платной автодороги в Крым... К югу от поста в жарком мареве сливается с небом голая присивашская степь. По обочинам бывшей Московской трассы растут измождённые жаждой редкие акации да шелковицы. Не вдалеке, зарытые в крымский глиняный солончак ротные опорные пункты русской армии -они спрятаны от глаз проезжающих мимо людей, что бы не раздражать их своим присутствием и не пугать. Солнце жжёт беспощадно, от солёного ветра с Сиваша хочется пить. Рядом скучают таксисты в ожидании приезжих. С десяток человек стоят на остановке, но к таксистам не идут – дорого. Люди ждут у остановки рейсовый автобус на Джанкой их пустили совсем недавно, но уже стараются держать график движения. На Украинской стороне огромная очередь из отдыхающих, беженцев и просто приезжих. Движется она очень медленно. Украинские сторона с пристрастием проверяет людей и машины, пограничники ловят сепаратистов, а таможня пытается найти контрабанду. Но это еще не все. Буферная разделительная полоса, между двумя частями некогда одной страны (и речь идёт не об Украине), в этом месте достигает четырех километров, что очень сильно усложняет пеший переход с ручной кладью…
Тишина и ожидание. Но вот, наконец, с Украинской стороны вываливается довольный мужик с чемоданами, и делает первый шаг по Крымской земле. Он только что выстоял две длинных очереди и прошёл два погранично таможенных поста. К нему подбегает местный татарин таксист и заинтересованно спрашивает:
- Ехать надо?
- Нет. Я на автобусе, - отвечает тот.
- А много вас еще там с Украинской стороны?
- Сорок миллионов.