1.16. Декомунинизация 1992

1.16. Декомунизация

«Учиться, учиться и ещё раз учиться»

В.И. Ленин.

Я стоял на кафедре общевоинских дисциплин и смотрел как дежурный курсант оттирал с кафедрального стенда надпись со словами дедушки Ленина.

Тогда я не совсем понял, чем могла кому-то помешать эта надпись, а годы спустя этот странный процесс вытирания надписи с учебного пособия получит название декоммуникация. Потом прозвенел звонок, и я пошёл на пару слушать лекцию по общевоинским уставам, а через пару недель на месте этого стенда появился новый с надписью: «Ракетні війська Збройних Сил України». Ну или что-то типа того.

Помню, что во время проведения первых занятий многие преподаватели спрашивали у нас на каком языке мы желаем слушать лекции и в конечном итоге дело дошло до того, что даже предмет «ділова українська мова» мы слушал на русском, хотя учебный отдел всё-таки нашёл в университете имени Каразина какого-то украино-язычного препода. Помню, что учебные часы для этого очень нужного и главное исторически необходимого предмета нам выкроили за счёт иностранного языка. Символично! Не находите?

Так вот тихонько сводя на нет настраиваемую годами систему подготовки кадров заменили украинизацией. Правда первая попытка оказалась не совсем удачной. Я так и доучился, используя русский язык. И хоть русский сразу и полностью заменить не удалось, то старые крыловские программы обучения с 28 августа начали по не многу перекраивать. Но мы как курсанты оказались в странном положении курса доучивания по старым советским программам обучения и одновременно первым почти украинским набором. Почему почти? Потому, что на моём потоке ещё было много людей из России и других бывших союзных республик некогда огромной страны. Вот такой вот интересной структурой были тогда вооружённые Збройні сили України.

Кстати, кафедра на которой всё произошло называлась «кафедрой чёрных полковников». Эта кафедра, как и все остальные учебные подразделения осенью 1992 года претерпевала изменения и связаны оны были не только со сменой русскоязычных вывесок на украинские. Кафедра меняла учебные программы, которые активно подгонялись под новые украинские реалии начиная от общевоинских уставов, которые стали теперь именоваться «статутами» и заканчивая совершенно новой «Концепцией обороны и строительства Вооружённых сил», которую Верховная Рада Украины в впопыхах утвердила 11 октября 1991 года. А следом приняла ряд основополагающих документов по вопросам военной политики: законы Украины «Об обороне Украины» и «О Вооружённых силах Украины», которые положили начало долгому и болезненному развалу подразделений бывшей советской армии, которые волею судеб оказались на украинской территории. Первая редакция Военной доктрины Украины появиться лишь через год после того момента, как курсант сорвёт надпись: «Учиться, учиться и ещё раз учиться…». Доктрину утвердят постановлением Верховной рады Украины № 3529-XII 19 октября 1993 года, после того как поймут, что не справятся с бывшим Советским наследством. Но на всякий случай включат в неё, такие требования к Вооружённым Силам Украины, как способность к воздушно-космической обороне и ведению военных действий в ближнем космосе! И всё это на фоне активного сокращения РВСН и Военных космических сил…

Вместе с кафедрой менялись и «чёрные полковники». Кстати сказать, на тот момент «чёрные полковники» все как один в прошлом были советскими офицерами, не имевшими ни малейшего отношения к Греческой военной хунте правого толка конца шестидесятых начала семидесятых годов. Просто кто-то из находчивых курсантов когда-то дал им такое прозвище.

В девяносто втором году там было много разных преподавателей. Многие уезжали в Россию, кто-то наоборот переводился в Харьков возвращаясь на Украину в ожидании лучшей жизни. Были там и бывалые командиры полков, которые вальяжно вели занятия и весьма своеобразно передавали свои знания курсантам отбывая свой номер в ожидании пенсии. В числе офицеров оставались и хорошие преподаватели, встречались и самодуры каких поискать, но в основной своей массе всё-таки преобладали хорошие люди. Кафедра ярко отражала общую ситуацию, которая царила в училище в тот год. Помнится, что огневую подготовку вёл у нас подполковник Кривошеев, требовательный и справедливый мужик, большой фанат стрелкового оружия и велосипеда – таких как он ещё поискать нужно. При нас он стал полковником и потом ещё долго преподавал курсантам стрелковое дело. Был полковник запаса Фефелов - папа моего будущего однокурсника, который на тот момент уже был гражданским преподавателем с правом ношения воинской формы одежды и российской военной пенсией в кармане. Уже тогда денежное довольствие военных у соседа было выше чем в Украине.

Было много и других типа строевика Зацепина, но почему-то с этой кафедры запомнились не многие...


Рейтинг: 5/5 - 2 голосов

Комментарии (0)


 



Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий:


Дата публикации:   2021-06-21 10:18:00

 Количество просмотров: 482

От автора